china eng phone rus search
/ / «Я стараюсь показать связь времён»

«Я стараюсь показать связь времён»

2014
8 марта

ЗОРИКТО ДОРЖИЕВ: «Я стараюсь показать связь времён»

Степь, кочевники, воины, загадочные восточные красавицы – образы, к которым обращается бурятский художник Зорикто Доржиев. На своих полотнах он создает удивительный мир, их хочется подолгу рассматривать, деталь за деталью. Манера, в которой пишет Зорикто, – слегка ироничная, иногда гротескная, очень чувственная. Зорикто – удивительно гармоничный человек, с отличным чувством юмора и самыми разнообразными интересами – он еще и на гитаре играет. О том, как рождаются картины, о детстве, о работе над костюмами к фильму «Монгол» художник рассказал нашему журналу.

Интервью: Анна Пашина

Зорикто,  какой  жанр  вам  ближе  – живопись, графика, скульптура?

Более уверенно я себя чувствую в живописи. А вообще сейчас стараюсь делатьэкспериментальные  вещи,  хочется  все попробовать.

В живописи именно?

В  основном,  конечно,  в  живописи,  графике,  скульптуре.  Но  мне  интересны и  новыематериалы  –  с  видеоартом  вот был опыт. По мотивам своих картин сделал  видеосюжеты,  вкаких-то  выступал как сценарист, в других – как автор идеи, где-то просто раскадровкунакидывал.

Расскажите о вашей работе над костюмами  к  фильму  «Монгол»  Сергея Бодрова-старшего.

Главным  художником  фильма  был  мой земляк  Даши  Намдаков  –  человек,  которым явосхищаюсь. В 2005 году они с режиссером  Сергеем  Бодровым-старшим  начали  набирать команду.  Даши искал художников. Я в это время только приехал  из  Красноярска,  где  окончилхудожественный  институт.  Вернулся  в Улан-Удэ и сделал небольшую выставку. Ее посетили Даши и продюсер и директор  московской  галереи  Khankhalaev Константин  Ханхалаев.  Мне позвонили  и  предложили поучаствовать  в  работе  над фильмом.  Я  прилетел  в  Москву  и  два  месяца подряд, практически никуда из дома не  выходя,  рисовал  эскизы костюмов,  аксессуаров,  ин-терьеров. После фильма мне предложил  сотрудничество Константин – выставлять работы в его галерее. Он очень талантливый продюсер, и через год мы уже с выставками по всему мирупоехали.

Вы в Улан-Удэ живете?

Да,  практически  постоянно. За  исключением  выставок. Сейчас  не  так  много  выезжаю,  а  вот поначалу, первые 5-6 лет, приходилось очень  много  ездить.  Хотя  находил  время,  писал картины  –  даже  сам  удивляюсь, как я раньше все успевал? Вроде бы времени меньше не стало,даже наоборот. Может быть, постепенно меняется отношение к жизни, каким-то вещам,творческому процессу. Иногда наступают моменты, когда ты ничего не можешьсделать.

В плане творчества?

Да,  чувствуешь  полнейшее  выгорание. Особенно  после  насыщенных  поездок, событий,выставок. Когда проходиткакая-то  очередная  выставка,  происходит  такой  внутренний  отсчет  –  как очередной  этап  завершается.  Сейчас я  понимаю,  что  это  не  всегда  так  –  просто  нужно  осознавать,  что  ты  делишься со  зрителем  тем,  что  имеешь  на  данный момент,  и  не  надо  его  фиксировать  как какую-то точку для очередного шага. Это я сейчас понимаю, а тогда, бывало, такие паузы  возникали,  и  не  знал,  что  делать дальше.  Возможно,  поэтому  я  постоянностремлюсь  к  экспериментам  –  начинаю одну  серию,  параллельно  –  другую.  Это картины на выставках только в единую серию складываются, а на самом деле могут быть написаны в разные годы.

Какие художники вам близки?

Густав Климт – один из моих любимых художников  еще  со  студенческих  времен. Он  очень  логичен,  целен,  последователен,  несмотря  на  то  что  очень  разные вещи  писал.  Нравятся  концептуальные и  даже,  может  быть,  коммерческие  художники  –  такие,  как  Дэмиен  Херст.  Его глобальные идеи мне близки. Люблю работы  Такаси  Мураками.  Из  российских назову Хамида Савкуева и Олега Целкова.  Вообще  современное  искусство  мне интереснее и ближе,чем классическое. У меня есть ремейки Джоконды, «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера – это дань  уважения  классикам,  истории  искусств,  вообще  женскому  образу  в  живописи. Этими  работами  я  стараюсь  показать  преемственность,  связь  времен. Ведь  из  контекста ничто  не  может  быть вырвано и просто так появиться. Неважно, что «Черный квадрат» был почти сто лет назад написан, это все этапы развития.  Нынешние  художники  поднимают  те же темы, что иих предшественники, только выражают их современным языком.

А какие это темы?

Вечные – жизнь и смерть, любовь, расставание, встреча, семья, боль, страдание…



Возврат к списку